ГОТОВИМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ: ПОЛЕЗНО И БЕЗОПАСНО Для многих родителей готовка с участием ребенка приравнивается почти к стихийному бедствию. Сразу представляются зря израсходованные продукты, гора грязной посуды и кухня, которую придется отмывать полдня. На самом деле, совместные кулинарные опыты могут обернуться не кошмаром, а веселым и полезным времяпрепровождением, важно лишь правильно организовать процесс. К кулинарному творчеству стоит привлекать детей не младше 5 - 6 лет. Ребенок помладше сможет выполнить только некоторые совсем простые операции, а подростки старше 10 лет уже справятся без помощи взрослых.
Выбираем рецепт Чтобы готовка не растянулась на полдня, а результат получился предсказуемым, советуем выбирать блюдо по трем основным критериям. ● Оно должно нравиться ребенку и быть хорошо вам знакомо — идеально, если вы уже готовили его много раз. ● Процесс приготовления не должен занимать более 30-40 минут. ● Дегустировать блюдо можно сразу: рецепты, требующие долгой варки, тушения, пропитывания в течение нескольких часов в холодильнике, не годятся. Для первой готовки отлично подойдут ● горячие бутерброды; ● пицца или выпечка из готового теста; ● овощные и фруктовые салаты. Определяем количество участников Не забывайте, что детей на кухне придется контролировать, особенно если это дошкольники. Один взрослый отлично справится с задачей, если в «мастер-классе» будут участвовать 1 - 2 ребенка. Если же детей будет трое или четверо, позовите еще одного помощника: взрослого или старшего ребенка. Имеют значение и размеры помещения: ● на маленькой хрущевской кухне площадью 4-6 м и вдвоем будет тесновато; ● на 10 -12 кв м вполне могут свободно взаимодействовать 3-4 человека. Готовимся Лучше провести подготовительную работу перед тем, как вовлекать детей в процесс: ● если участников будет больше 2, стоит выдвинуть обеденный стол в центр кухни, чтобы подход к нему был со всех сторон ● ведро для отходов поставьте возле стола — так будет удобнее ● достаньте необходимую посуду и другую утварь ● подготовьте продукты: вымойте овощи, разделайте мясо или рыбу, отмерьте все сыпучие и жидкие ингредиенты Вспоминаем технику безопасности Если вы готовите с детьми впервые, познакомьте их с кухонными приборами и инструментами, которые понадобятся: ● покажите, как работает блендер, плита, мультиварка и другие кухонные гаджеты, которые понадобятся в процессе ● дайте возможность ребенку попробовать самостоятельно отрегулировать нагрев сковороды, включить конфорку ● подробно объясните, как пользоваться каждой лопаточкой, шумовкой, ножом и другими инструментами
Напомните, что кухня — не место для игр и баловства, объясните, к чему могут привести шалости в процессе готовки. Распределяем роли Вместе прочитайте рецепт и обсудите, в какой последовательности будете готовить блюдо: что необходимо сделать сначала, что потом. Договоритесь, какие операции будет выполнять каждый: например, кто будет раскатывать тесто, нарезать и смешивать ингредиенты для начинки или салата, смазывать маслом противень и т.п. Когда процесс завершен, предложите вместе навести чистоту — кстати, сделать это можно, пока пицца, пирожки или булочки пекутся в духовке — тогда и ожидание результате не будет слишком томительным.
Даже ребенок дошкольного возраста может протереть стол, поставить посуду в посудомоечную машину. Хорошая привычка убирать за собой после готовки закрепится и останется надолго.
Дегустируем и радуемся результату Пусть булочки не поднялись, печенье не идеальной формы, пицца немного подгорела, а ингредиенты в салате нарезаны крупновато, обязательно попробуйте блюдо сразу вместе с ребенком и похвалите его и себя. Даже если блюдо совсем не удалось, у вас получилось главное — провести полчаса вместе с ребенком, занимаясь общим делом — а это именно те минуты, которые потом с теплотой вспоминаются всю жизнь.
Рукоделие и шитье
ПОЛЬЗА ШИТЬЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ – УЧИМСЯ МАСТЕРИТЬ ВМЕСТЕ
Рукоделие — один из главных источников для разностороннего развития ребенка. Когда кроха подрастает, перед родителями возникает вопрос о том, чему можно и нужно научить малыша. Шитье бесспорно является одним из самых популярных видов рукоделия. Ведь оно совмещает в себе приятное время препровождения и ощутимую пользу.
Почему стоит обучаться шитью Существует масса положительных сторон, которые можно развить у ребенка с помощью такого полезного мастерства:
· Расширяется кругозор, благодаря знакомству с различными материалами. Дети их рассматривают, трогают, изучают, интересуются.
· Активно развивается воображение и творческое мышление.
· Увеличивается внимание к деталям и усидчивость. Ведь для того, чтобы получить результат, необходимо научиться дисциплине.
· Развивается мелкая моторика, улучшаются мыслительные и умственные процессы, пополняется словарный запас и совершенствуется речь ребенка.
Какие материалы и инструменты пригодятся Чтобы познакомить ребенка с шитьем, понадобится следующий набор принадлежностей: · Иголка; · Нитки; · Ножницы с закругленными краями; · Ткань; · Картон.
Организация процесса Начинать знакомство с шитьем можно уже с четырехлетнего возраста, необходимо донести до малыша, в чем заключается принцип этого вида рукоделия. Шитье — это вид ручного труда, при котором происходит создание на материале стежков и швов. Стежок — это петелька, образованная нитью, протянутой в ткань, а потом из ткани. А из ряда стежков образуется шов. Ключевой момент в организации процесса — это техника безопасности. Требуется объяснить малышу, как правильно брать, отдавать и держать ножницы, что важно после работы убирать иголку на место. Для первого знакомства маленьких рукодельников с рабочими инструментами, можно использовать пластмассовую иглу и обязательно показать, как вдевается нитка в угольное ушко. Для отработки первых навыков хорошо подходит небольшой кусок картона, на котором по выбранному контуру пробиваются дырочки. И ребенок без труда и с большим удовольствием попробует свои силы. Важно хвалить его за старание и хорошую работу, не заостряя внимание на неудачных моментах. Далее можно использовать фетр. Этот материал приятный на ощупь и неплохо держит форму, что очень удобно для младшего возраста. На нем хорошо отрабатывать ручные стежки и пришивать первую пуговицу. Дети постарше (6-7 лет), которые уже уверенно пользуются ручной иглой, могут испытать свои силы на швейной машинке. Для этих целей можно приобрести детское оборудование. Она более проста в обращении и безопасна за счет того, что игла и лапка дополнительно защищены пластиком. С ее помощью можно сшить одежду для кукол, сувениры или различные чехлы. Для поддержания мотивации ребенка к шитью можно воспользоваться наборами для создания игрушек.
Шитье — это интересное хобби, благодаря которому можно реализовать творческий потенциал ребенка, дав ему опыт и знания на всю жизнь. А занятия совместным творчеством помогают добиться гармонии, ощущения спокойствия и значимости семейных ценностей. Такие воспоминания из детства стараются сохранить в памяти как можно дольше.
Нескучный досуг
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С основами экономики ребенка нужно начинать знакомить еще в дошкольном возрасте. Так закладывается фундамент финансовой грамотности и создаются предпосылки, что в будущем человек будет успешным. Что такое финансовая грамотность Финансовая грамотность – это целый комплекс знаний, необходимых нам, чтобы мы могли принимать разумные решения и в итоге достичь материального благополучия. Образованный в этой сфере человек грамотно обращается с деньгами, не только сохраняя, но и приумножая их, ведет личный бюджет. Он также ориентируется в основах мировой и региональной экономики, способен распознать мошенничество. Зачем нужна финансовая грамотность детям Мир финансов не так уж далек от ребенка, как это кажется. Знакомить малыша с экономическими понятиями нужно уже в 5-6 лет, когда у него начнет формироваться мышление, а сам ребенок будет проявлять повышенный интерес к окружающей действительности, в том числе и к деньгам. Дети в этом возрасте должны получить основную информацию о деньгах – что это, как ими пользоваться. Также они должны понимать суть материальных потребностей человека и как эти потребности согласуются с финансовыми возможностями. По мере того, как ребенок знакомится с понятием труда и разных профессий, он начинает понимать, что такое «заработная плата». Также следует дать ребенку общие понятия о бюджете семьи, их доходах и расходах, источниках поступления денег, способах экономии. Планируя визит в магазин, вместе с малышом составляйте перечень будущих покупок, а в магазине старайтесь не отступать от этого списка. Объясните ему суть понятия «товар», научите правильно выбирать продукты, канцелярские принадлежности и другие предметы. Важный воспитательный момент – не покупать новые вещи или игрушки взамен испорченных ребенком, объясняя, что финансы уже потрачены на ту, что оказалась сломана. Обучающие игры для дошкольников Самая известная из таких игр – «Магазин», в которой взрослый и ребенок поочередно выступают в роли клиента и продавца. Покупками могут выступать реальные предметы или их рисунки, а деньгами – бумажки или фантики. Также можно играть в «Банк», один из участников выступает кассиром, а второй – посетителем, которому нужно оплатить коммунальные услуги, открыть депозит или взять кредит. Полезны также игры в разнообразные профессии: дети и взрослые изображают врачей, учителей, строителей, автомехаников и т. д. Когда ребенок уже научится основам арифметики, можно начинать знакомить его с настоящими купюрами и монетами – правилу их счета. Полезной будет копилка: в течение недели взрослые складывают в нее мелкие деньги, а в воскресенье ребенок пересчитывает собранную сумму. Основы финансовой грамотности для школьников В этом возрасте ребенок уже понимает, что такое денежные ресурсы и даже оперирует ими: оплачивает обед в школьной столовой или проезд в общественном транспорте. Задача родителей в этот период – привить детям привычку разумно относиться к материальным благам. Сумму карманных денег оговаривайте с ребенком заранее и учите правильно их расходовать. Важно знать правила поведения, что делать, если в школе ребенок столкнется со случаем вымогания денег, это позволит в будущем избегать и таких ситуаций, и опасных финансовых схем: микрозаймов с кабальными условиями, пирамид. Заодно объясните, как лучше хранить наличные, чтобы не потерять их случайно. Школьник должен учиться управлять своими личными финансами. Потому ему можно начинать составлять бюджет с доходами и расходами, сначала на один месяц, а после на 6 месяцев и в итоге на целый год. Заодно привлекайте ребенка к обсуждению:
расходов на отпуск;
крупных приобретений;
возможному сокращению расходов и экономии;
созданию накоплений.
А если он рассчитывает на покупку дорогой вещи, подарите ему копилку – так он сможет откладывать деньги на ее приобретение. Продумайте возможность открыть детскую платежную карту – сегодня такой продукт предлагают многие банки. Такой картой ребенок сможет самостоятельно оплачивать проезд в школу и домой, питание в столовой, заодно совершать покупку в магазинах. Заодно объясните ему, что некоторые покупки совершенно неприемлемы – это сигареты, алкоголь и некоторые другие товары. Все операции с картой контролируются родителями, но перед ее оформлением все же стоит убедиться, что ребенок сможет правильно ею пользоваться. В подростковом возрасте финансовые полезные привычки нужно укреплять. Отличным вариантом будет, если подросток на время летних каникул устроится на работу и начнет зарабатывать. Но даже не работая, ему будет полезно регулярно вести финансовый план, распределяя своих расходы на обязательные и второстепенные. Книги, игры, мультфильмы для закрепления материала Смотрите с малышом мультфильмы с обучающим подтекстом. Денежные вопросы затрагиваются в некоторых сериях «Фиксиков», «Смешариков», мультсериала «Три кота». Есть и мультики, полностью посвященные финансовой грамотности. Развивайте у детей экономическое мышление, играя с ними в настольные финансовые игры (самая известная из них – «Монополия»). Читайте материалы на эту тему – от книг («Удивительные приключения в стране Экономика» Игоря Липсица, любое из произведений о финансах Роберта Кийосаки и другие) и школьных учебников по основам экономики до познавательных статей и новостей в газетах и на интернет-сайтах. Подросткам можно пройти онлайн-курсы финансовой грамотности на сайте «ФинГрам» или другом подобном ресурсе. Полезными будут лекции финансового тренера Бодо Шефера.